"Вiцейка" ГУО "Романовичской СШ Могилевского района"
   
  О коллективе
Новости
Фотоальбом
Гостевая книга
Пишите нам!
 

Новости


1 


Снежки, куклы Татьяны Коннэ • 02 апреля 2021 года

Снежки, куклы Татьяны Коннэ
<br>Кукла Снежка в последнее время набирает всё большую популярность. Благодаря широкому разнообразию тканей, декоративных элементов и аксессуаров она может получиться действительно уникальной. Такое изделие станет отличным украшением для интерьера или подарком для близкого человека. Для того чтобы сделать куклу, которую придумала Татьяна Коннэ, вовсе не обязательно быть профессионалом. Для её создания понадобится минимум навыков и усилий.
<br>Кукла Снежка — изобретение российского дизайнера, но своим происхождением она обязана всемирно известной Тильде. На сегодняшний день Тильда — это не просто название игрушки, а всемирно известный бренд, история которого началась около 30 лет назад. Автором современной Тильды является дизайнер из Норвегии Тони Финнангер.
<br>Изначально женщина хотела создать интерьерную игрушку, которая бы ассоциировалась чем-то домашним, родным, тёплым и уютным. Первая Тильда, сшитая дизайнером из подручных материалов, оправдала все её ожидания. Несколькими годами позднее Тони выпустила книги «Tildas Paske» и «Tildas Noel». В них можно найти подробные инструкции по изготовлению придуманных ею игрушек, советы по выбору материалов, выкройки кукол из ткани в натуральную величину.
<br>Успех пришёл к создательнице Тильды очень быстро. Вскоре после выхода книг Тони Финнангер открыла собственный магазин, где можно было приобрести не только готовую куклу, но и всевозможные выкройки, материалы и декоративные элементы. Можно с уверенностью сказать, что дизайнер сумела создать уникальный сказочный мир тканевых игрушек, которые действительно очаровывают с первого взгляда. Любой Тильде присущи следующие особенности:
<br>• простота
<br>• трогательность
<br>• очаровательный и немного смущённый взгляд
<br>• изящные линии, красота во всём, вплоть до мелких деталей.
<br>Немного позже стали появляться Тильды-звери, а также разнообразные причудливые персонажи. В Норвегии особой популярностью пользуются Тильды-зайцы, а также Тильды-гномы (особенно в предновогодний период). К счастью, на сегодняшний день для того, чтобы сделать Тильду своими руками, вовсе не обязательно покупать дорогостоящую книгу. В интернете доступно большое количество различных мастер-классов, выкроек, идей для Тильды своими руками. Некоторые интернет-магазины предлагают готовые наборы для шитья куклы, включающие уже выкроенные детали, одежду и аксессуары.Московский дизайнер Татьяна Коннэ, взяв за основу Тильду, создала свою уникальную авторскую коллекцию кукол. Первые работы Татьяны появились в 2007 году. О самой девушке информации в интернете не так много, зато можно с лёгкостью найти огромное количество её оригинальных и вдохновляющих работ. Кукла является настоящей находкой для любого коллекционера. Кроме этого, она послужит отличным украшением интерьера.
<br>Кукла Коннэ имеет своё название — Снежка. Это мягконабивная игрушка, которая благодаря массивным ногам способна устойчиво стоять на любой поверхности. Тильды же в своём большинстве могут только сидеть.
<br>Выкройки и мастер-классы по куклам Татьяны Коннэ — удовольствие не из дешёвых. В отличие от создательницы уникальных кукол Тони Финнангер, московский дизайнер не делится своими выкройками бесплатно. Однако опытные рукодельницы уже давно разработали собственные выкройки куклы Снежки в натуральную величину. При этом часто свои поделки они называют куклами по мотивам Татьяны Коннэ. Дизайнер не в восторге от такой самодеятельности. Сегодня она активно продвигает свой блог, ведёт странички в социальных сетях, периодически проводит мастер-классы по изготовлению Тильды — Снежки, а также набирает учеников в свою авторскую онлайн-школу.
<br>Особенности популярной куклы
<br>Конечно же, куклы Татьяны Коннэ — игрушки, рассчитанные на определённый вкус. Кому-то они могут нравиться, а кому-то нет, но при этом нельзя не согласиться с тем, что абсолютно любой кукле характерна яркая и неповторимая индивидуальность. В народе Снежку часто называют большеголовкой или толстоножкой. Каждая такая Тильда обладает своим характером и очарованием. Однако тем, кто впервые слышит об игрушках Татьяны Коннэ, будет не совсем понятно, как отличить их от обыкновенных кукол.
<br>Одним из наиболее ярких признаков куклы являются глаза. Как правило, они небольшого размера и похожи на маленькие чёрные бусинки. У обыкновенных кукол и игрушек глаза большие, часто пластиковые, с искусственными пышными ресницами. На щёчках Снежки — лёгкий румянец, а нос и ротик в классической версии обычно отсутствует. Согласно легенде, благодаря такому необычному виду Тильда не выражает эмоции, а принимает настроение самого владельца. Автор утверждает, что куклу не стоит воспринимать слишком серьёзно, её нужно принимать такой, какой она получилась. Существует также народное объяснение отсутствия у куклы лица. Согласно древним поверьям, ни одна кукла не рождается самостоятельно, её создаёт человек. Кукла, сделанная своими руками, обретает облик с помощью воображения и воли творца. Игрушка, созданная с добрыми намерениями и чистым сердцем, будет нести в себе позитивную энергетику. Считалось, что подобная безликая игрушка будет неодушевлённой, а значит, недоступной для нечистой силы и порчи. Подобная кукла без лица была не только безопасной детской игрушкой, но также и оберегом. У Тильд-зверушек мордочка присутствует. Чаще всего на ней изображают носик и усы, иногда также вышивают улыбку. Отличительной чертой кукол этого вида является вытянутый силуэт. При этом основное отличие Снежки от классической Тильды заключается в том, что туловище и руки у неё миниатюрные, а голова и ноги объёмные и довольно большие. Обычно для изготовления используются натуральные материалы, такие как:
<br>• хлопок
<br>• лен
<br>• ситец
<br>• бязь.
<br>Иногда используются шерсть, фетр и фланель. Наряды и аксессуары у Снежки простые. Они представлены в стиле прованс, бохо-шик, casual или деревенском. Что касается принтов, то в основном это горизонтальные и вертикальные полоски, клетка, цветочные узоры. На Тильде не бывает страз, ярких неоновых синтетических тканей, люрекса и бахромы. Также для необычной куклы характерны нежные пастельные расцветки. Изредка попадаются и более яркие варианты, но резкие контрасты несвойственны для такого изделия.
<br>
<br>


 

Республиканский конкурс «ТЕХНОЕЛКА» • 18 марта 2021 года

ИТОГИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОНКУРСА «ТЕХНОЕЛКА»
<br>С сентября 2020 года по январь 2021 года прошёл республиканский конкурс «ТехноЕлка»
<br>
<br>В соответствии с планом работы Министерства образования Республики Беларусь на 2020 год и в целях активизации работы по привлечению учащейся молодежи к научно-техническому творчеству, выявлению и поддержке талантливой и одаренной молодежи, пропаганды научно-технического творчества и активизации деятельности объединений по интересам технического профиля с сентября 2020 года по январь 2021 года учреждением образования «Национальный детский технопарк» проведен республиканский конкурс «ТехноЕлка» (далее – конкурс).
<br>
<br>В заключительном этапе конкурса приняли участие 59 учреждений дополнительного образования детей и молодежи, 140 учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, 162 учреждения общего среднего образования республики. Всего на конкурс было представлено 699 экспонатов по следующим номинациям: «Дизайн-елка», «Хайтек-елка», «Альтернативная елка», «МультимедиаЕлка», «Праздничные украшения», «РетроЕлка», «Елка-трансформер», «Рождественская композиция», «Новогодний сувенир», «Символ 2021 года».
<br>
<br>По итогам заключительного этапа республиканского конкурса «ТехноЕлка» в личном первенстве:
<br>
<br>присуждается 1 место и награждается дипломом I степени в номинации «Новогодний сувенир»:Воробьев Максим Сергеевич, учащийся государственного учреждения
<br>образования «Романовичская средняя школа Могилевского района» за
<br>изготовление сувенира «Снеговик» (руководитель Е.Н.Микулич)


 

Юные таланты • 18 марта 2021 года

30 января в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи состоялся детский праздник «Калядныя сустрэчы» с участием победителей и призеров XIX Республиканской выставки-конкурса декоративно-прикладного творчества учащихся «Калядная зорка».Призёры Калядная зорка__Ежегодно республиканская выставка-конкурс является площадкой для демонстрации лучших достижений детского творчества и презентации профессиональной педагогической деятельности в области декоративно-прикладного искусства.
<br>
<br>На республиканской выставке-конкурсе было представлено более 600 работ обучающихся из 205 учреждений образования.
<br>
<br>В рамках праздника состоялась церемония награждения дипломами I, II, III степени Министерства образования Республики Беларусь.
<br>
<br>В числе призеров конкурса — учащиеся ГУО «Романовичская СШ Могилевского района». Марина Кинаш, учащаяся 9 класса, награждена дипломом II степени в номинации “Мастацкі роспіс”. Анастасия Сафронова, учащаяся 11 класса, награждена дипломом II степени в номинации “Паштоўка-віншаванне”.
<br>
<br>Марина Кинаш посещает факультативные занятия «Декоративно-прикладное искусство», недавно стала призером областной олимпиады по обслуживающему труду (диплом III степени). Кроме этого занимается в объединении по интересам «Хореография» Центра творчества детей и молодежи Могилевского района.
<br>
<br>Анастасия Сафронова увлекается танцами, рисованием, декоративно-прикладным искусством, с удовольствием посещает занятия объединения по интересам «Віцейка” Центра творчества детей и молодежи Могилевского района.
<br>
<br>Поздравляем Настю и Марину с заслуженной победой! Желаем юным талантам творческого вдохновения, а педагогу Елене Николаевне Микулич – совершенствования профессионального мастерства и дальнейших успехов в реализации творческих идей!
<br>
<br>


 

Юные таланты • 18 марта 2021 года

30 января в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи состоялся детский праздник «Калядныя сустрэчы» с участием победителей и призеров XIX Республиканской выставки-конкурса декоративно-прикладного творчества учащихся «Калядная зорка».Призёры Калядная зорка__Ежегодно республиканская выставка-конкурс является площадкой для демонстрации лучших достижений детского творчества и презентации профессиональной педагогической деятельности в области декоративно-прикладного искусства.

На республиканской выставке-конкурсе было представлено более 600 работ обучающихся из 205 учреждений образования.

В рамках праздника состоялась церемония награждения дипломами I, II, III степени Министерства образования Республики Беларусь.

В числе призеров конкурса — учащиеся ГУО «Романовичская СШ Могилевского района». Марина Кинаш, учащаяся 9 класса, награждена дипломом II степени в номинации “Мастацкі роспіс”. Анастасия Сафронова, учащаяся 11 класса, награждена дипломом II степени в номинации “Паштоўка-віншаванне”.

Марина Кинаш посещает факультативные занятия «Декоративно-прикладное искусство», недавно стала призером областной олимпиады по обслуживающему труду (диплом III степени). Кроме этого занимается в объединении по интересам «Хореография» Центра творчества детей и молодежи Могилевского района.

Анастасия Сафронова увлекается танцами, рисованием, декоративно-прикладным искусством, с удовольствием посещает занятия объединения по интересам «Віцейка” Центра творчества детей и молодежи Могилевского района.

Поздравляем Настю и Марину с заслуженной победой! Желаем юным талантам творческого вдохновения, а педагогу Елене Николаевне Микулич – совершенствования профессионального мастерства и дальнейших успехов в реализации творческих идей!




 

Нетрадиционная техника рисования Zentangle (Зентангл) • 18 марта 2021 года

Zentangle –способ самовыразиться на бумаге тем, кто не имеет талантов в других областях. Ведь Zentangle может создать каждый.
<br><br><br>Основателями его считаются Мария Томас и Рик Робертс американцы.
<br><br><br> Появился этот вид рисования на бумаге уже около 7 лет назад. Суть состоит в создании очень небольших рисунков, классический размер – это 9 х 9 см рисунков из повторяющихся узоров.
<br><br><br> Это новое увлекательное веселое и расслабляющее искусство. Оно повышает сосредоточенность и творческий потенциал. Зентенгл доставляет творческое удовольствие. Он подходит людям разного возраста и уровня подготовки. Может быть использован в различных областях. Сейчас формат и применение этой техники очень различны А4, А5, так же в этой технике оформляют открытки и даже элементы одежды.
<br><br><br> Весьма увлекательное занятие, находит широкое применение в мире.
<br><br><br> Даже человек, не имеющий выдающихся талантов к рисованию, способен создать оригинальные и уникальные картины в этой технике.
<br><br><br> Достоинство еще и в том, что для создания Zentangle требуется только ручка (маркер или линнер) и лист бумаги.
<br><br><br> Каждая Zentangle неповторима. Уникальность техники Zentangle в том, что даже у одного автора не может получиться одинаковых картинок. Ведь она определяется интуицией больше чем планом. Причем интуиция работает в первую очередь. Инструмент и рука сами выбирают следующую проводимую линию.
<br><br><br> С помощью Zentangle развивается твердость руки, улучшается почерк, развивается глазомер, и даже изучаются символы национальных культур, что совсем не маловажно.
<br><br><br> В последнее время Zentangle широко применяется в медицине и психологии. Вот некоторые области его применения: лечение от наркомании, снятие стресса, повышение самоуважение, восстановление после инсульта, развитие коммуникативных способностей.
<br><br><br>Иногда мы не задумываясь рисуем разные закорючки болтая по телефону или на совещаниях, вот это и есть начало зентангла.



 

Выцiнанка • 18 марта 2021 года

Происхождение беларусской вытинанки не совсем ясно. Возможно, что быстрому внедрению ее в народный быт в середине девятнадцатого (19)веке способствовало несколько причин.
<br><br>
<br><br> Первой можно считать широкое использование бумаги в бытовых целях. К восемнадцатому (18) веку на земля Беларуси было около тридцати (30) бумажных фабрик, и, видимо, бумага стала доступной и относительно дешевой. Первая «паперня» появилась в Несвиже в 1560 году.
<br><br>
<br><br> Второй важной причиной распространения вытинанок стала смена характера интерьера белорусского жилья. С переходом от «черной» (задымленной) избы к «чистой» интерьер ее заполняется художественными тканями, вышивкой, изделиями из дерева и т.п. Не последнюю роль в формировании внутреннего убранства жилища играли и вытинанки. Они были тесно связаны с жизнью народа, его верованиями и представлениями, явились наиболее доступной формой художественного творчества белорусов.
<br><br>
<br><br> Третья причина – культурные взаимовлияния беларусов с другими народами. Важно отметить, в каждой местности складывались свои художественные особенности этого вида народного творчества. Украинские вырезки - веселые, пестрые, излишне яркие, отличающиеся добротностью мотива. Для прибалтийских вырезок характерны строгие линии узора, сдержанность, часто встречаются натуралистические композиции. Беларусские и польские вытинанки решаются в спокойных и сдержанных тонах. В них достаточно и умиления и житейской практичности.
<br><br>
<br><br> Термин «выцiнанкi» употребляется в основном в западной Беларуси (как и в Польше, Украине). На восточных, центральных и южных территориях бытовали названия: «выразкi» и «выразанкi». Встречался и термин «выстрыганка».
<br><br> На ряду с такими понятиями были широко распространены и названия, которые указывали на конкретное назначение изделия. Так, кругую (розетковую) вытинанку, которую украшали стены жилища, часто называли «кветкi» узорные бумажные занавески из бумаги на окнах – «феранкi» треугольные салфетки – «вугольнiкi». Несомненно в каждом районе существовали свои названия, которые исчезли вместе с работами и забылись.
<br><br>
<br><br> Белорусские вырезки создавались из тончайшей бумаги в виде изящных салфеток с затейливыми узорами, рушников, настенных ковриков для убранства крестьянского жилища. По установившемуся обычаю вытинанками украшали жилища перед народными праздниками, особенно перед Пасхой и Рождеством. Их вешали на потолочные балки стены избы.
<br><br>
<br><br> В зависимости от особенности складывания бумаги и получаемого узора вытинанки можно разделить на три группы:
<br><br>- с зеркальной осью симметрии – узор зеркально повторяется слева и справа относительно оси симметрии
<br><br>- с использованием переносной симметрии, т.е. вырезанный узор повторяется через определенное расстояние вдоль оси переноса(трансляция). Иногда такие узоры называют ленточными или раппортными они бывают с односторонним или двусторонним (зеркальным) рисунком
<br><br>- с центральной осью симметрии для которых характерно совмещение узора при повороте его вокруг центра. Условно эту группу называют «резетковой».
<br><br>
<br><br> Вытинанки вырезали большими пружинными ножницами, которыми в деревне стригли овец. Опытные мастерицы считали из более удобными, чем обычные маленькие ножницы. От сюда и характер узора и рисунок мотива – укрупненные, с большими, чаще всего прямолинейными вырезками.
<br><br> Вырезание ажурных узоров из бумаги специально никто не учился.
<br><br>Делали это главным образом женщины. На посиделках девушки наблюдали, как вырезает наиболее искусная мастерица, и старались ей подражать. Бумажные занавески вместе с рушниками, скатертями, покрывалами и т.п. входили в приданое невесты.
<br><br> В Беларуси вытинанки пережили не долгий, но бурный расцвет. В конце девятнадцатого (19) и особенно в первой половине двадцатого (20) столетия трудно было представить себе жилище белорусов без этих своеобразных украшений – кружевных картинок, удивляющих тонкой работой, безукоризненным вкусом и бесконечной фантазии. Однако под влиянием городской моды в большинстве деревень вытинанки исчезают, сохраняясь только в некоторых отдаленных районах.
<br><br> Новый кратковременный расцвет они пережили в послевоенные годы, затем окончательно исчезли, оставшись только в народной памяти. Большая коллекция вытинанок хранится в Музее древне-белорусской культуры Института Искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук Беларуси.
<br><br>
<br><br>


 

Духовно-нравственное воспитание учащегося средствами декоративно • 18 марта 2021 года

Мы живем в очень сложное время. В период вседозволенности и «полной свободы» на наше общество обрушился шквал разношерстной безвкусицы. Наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания.
<br><br> Наши дети живут в условиях идеализации западных норм жизни. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, празднуют несвойственные нашему народу праздники, выбирают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Славянские народные традиции стали уходить из семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают предков, теряют свои корни.
<br><br> Взрослеющий человек нуждается в определенных нравственных ориентирах, в опоре на общечеловеческие ценности, а в реальной жизни он зачастую сталкивается с отсутствием нравственного стержня. Все это не могло не отразиться на подрастающем поколении. И как следствие - безнравственность, бездуховность.
<br><br> Школьный возраст – время, когда закладываются духовно-нравственные основы личности, которые в дальнейшем определяют отношение ребенка к Родине, коллективу, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
<br><br> Мудрецы говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. «Дерево не растет без корней». Ценности, на которые мы должны ориентироваться в своей работе, — Человек, Семья, Родина, Мир. Они вырабатывались в сознании человека веками, так или иначе присутствовали в жизни каждой семьи. Если эти ключевые понятия человеческого бытия станут действительно ценностными ориентирами в жизни человека, они неизбежно повлекут за собой доброту, трудолюбие, любовь к Родине, честность, порядочность, и многие другие положительные качества человеческой личности. Уважение к собственным «корням» — одно из условий самоуважения, личного достоинства человека.
<br><br> Значение приобщения учащихся к национальной культуре сложно переоценить. Формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к самобытной культуре, к народному творчеству и искусству – цель современного воспитания.
<br><br> Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают подростков более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать не только на уроках, но и во внеурочное время.
<br><br> Одним из действенных средств развития детей призвано стать декоративно-прикладное искусство, которое не только представляет материальную культуру наших предков, но и является памятником культуры духовной.
<br><br> В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.
<br><br> Народное декоративно-прикладное искусство Беларуси раскрывает исконные истоки духовной жизни белорусского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные ценности и является частью его истории. В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традициям, коллективный опыт, природное начало. Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта.
<br><br> Важную роль в духовно-нравственном воспитании школьников играет внеурочная деятельность, позволяющее учащимся осваивать содержание образования, связанное с изучением национального культурного наследия.
<br><br> Уже 25 года в ГУО «Романовичская СШ Могилевского района» под моим руководством работает объединение по интересам «Вiцейка». Программа объединения по интересам «Витейка» - это новый шаг в изучении декоративно-прикладного искусства. Впитавшее в себя исторический, нравственный, эстетический, духовный опыт народа, это искусство обладает огромной силой воспитательного воздействия на человека.
<br><br> Основная задача объединения – содействие развитию творческой личности, приобщение детей к народному творчеству посредством знакомства с разными видами декоративно-прикладного искусства.
<br><br> На занятиях решаю обучающие, познавательные и творческие задачи и направляю свои усилия на формирование у детей чувства прекрасного, потребности созидать и творить, навыка коллективного творческого труда. Для реализации этих задач, я провожу беседы, создаю свои презентации, использую возможности интернет-ресурсов.
<br><br> Занятия декоративно-прикладным искусством дают детям необходимые творческие знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
<br><br> В настоящее время работа детей идет в двух направлениях. Во-первых это осмысление материала, изучение его возможностей, интерес к традиционным техникам и национальным особенностям.
<br><br> Второе направление – поиск новых форм, совершенствование уже известных технических приемов и разработка новых комбинаций, что приводит к неожиданным художественным находкам и дает интересный результат.
<br><br> Наряду с такими традиционными техниками, как аппликация, бумажная пластика, вышивка, вытинанка, ребятам предлагаются новые направления – точечная роспись, графика (зентангл, дудлинг), тряпичная кукла, декупаж и мн. др.
<br><br>
<br><br>
<br><br>
<br><br> Просмотреть работу детей можно на сайте viceyka.ksdk.ru
<br><br> В течение учебного года учащиеся имеют возможность участвовать в мини-выставках, тематических выставках, в областных, республиканских, международных конкурсах, где становятся лауреатами и победителями.
<br><br> Тематика выставок и конкурсов ориентирована на знакомство детей с мировым культурным наследием, изучение истории и национальных традиций. Считаю, что роль конкурсов в образовательном процессе значительна, так как, каждый учащийся получает возможность продемонстрировать свои работы зрителям, получить оценку своих трудов.
<br><br>
<br><br>Успех в декоративно-прикладном искусстве рождает у детей уверенность в своих силах, воспитывает готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
<br><br>Еще один результат работы моих воспитанников - участие в благотворительных акциях: школьных ярмарках, подготовке подарков для ветеранов или одиноких стариков, для детей-сирот. Так формируется понимание, что своим трудом дети могут доставить радость ближнему, а наградой станет улыбка и благодарность человека, находящегося в более печальных жизненных условиях.
<br><br> В своей работе большое внимание уделяю исследовательской деятельности.
<br><br> В результате у обучающихся формируются навыки самостоятельной работы, работы в группах, умение собирать, обрабатывать и анализировать информацию, обобщать и делать выводы.
<br><br> Учащимися были написаны творческие проекты «Комплект столового белья в стиле кантри», «Времена года», исследовательские работы «История возникновения обрядовой куклы», «История «поющего» самовара», «Проблемы утилизации бытовых отходов»
<br><br>и мн. др.
<br><br>
<br><br> Народное искусство по своей простоте, завершенности формы, обобщенности образа близко творчеству ребенка. Здесь окружающий мир отражается условно, символами, отсутствует натуралистическое воспроизведение, художник избегает излишней детализации, сохраняя целостность, законченность образа. Именно поэтому народное декоративно-прикладное искусство легко воспринимается ребенком, доступно и понятно ему.
<br><br> Вместе с тем народное искусство несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
<br><br> В. А. Сухомлинский писал: «В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании всё главное – и занятие, и развитие разносторонних интересов детей вне занятия…»
<br><br> К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с огромным потоком негативной и вредной для наших детей информации. Но мы должны научить их ограждать себя от псевдокультуры, и содержать в чистоте свой духовный мир. Важно говорить о том, что плохо, но еще важнее говорит о том, что хорошо, так как именно те примеры, которые мы разбираем с детьми запоминаются и находят эмоциональное отражение в их сознании.
<br><br> Мы не можем перегородить потоки негативной информации, но мы можем приложить все усилия, чтобы сформировать у подрастающего поколения представление о том, какое поведение является правильным и нравственным, что есть добро, что есть красота. И они научатся самостоятельно делать правильный выбор, защищать себя от отрицательного и разрушающего воздействия окружающей информационной и общественной среды.
<br><br>


 

«Использование метода интеллект – карт на уроках трудового обуче • 18 марта 2021 года

Мастер- класс
Организационный момент.
Целеполагание. Постановка проблемы
Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас я назову слово, а вы, пожалуйста, изобразите первое, что придет на ум, мысленно представьте образ, а потом сравним полученный результат.
Итак, слово “кирпич”.
Посмотрим на результат. Покажите ваши листы. Поднимите руку те, кто представил себе подобный образ.
Да, большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так привычнее, удобней, на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им.
Сократ сказал:– «Я не могу научить кого-нибудь, я могу только заставить их думать». Вот и мы с вами попытаемся сегодня применить эту истину к себе. Заставим себя думать по-другому, сделаем первый шаг на пути к новому мышлению, постараемся взглянуть на привычные вещи с другой стороны.
В этом нам поможет “Метод интеллект-карт”, созданный британским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps".
Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты".
III. Теоретическая часть
Интеллект-карта — это логический рисунок, заполняемый с помощью условных знаков, символов и слов. Это объемная модель изучаемой темы, простая техника графического представления информации, объединяющая одновременно слова и образы. В центре карты располагается ключевое понятие, от которого идут связанные понятия из текста, либо дополнительная информация, которая знает ученик из прошлых уроков, или дополнительных источников.
Благодаря этому метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни, где требуется совершенствование интеллектуального потенциала личности или решение разнообразных интеллектуальных задач.
Сам процесс создания интеллект-карт получил название майндмэппинга (англ. mindmapping) и на сегодняшний день признан удобной и эффективной техникой визуализации мышления и альтернативной записи — в отличие от традиционной линейной формы с использованием текста, списков, таблиц и схем.
Как обычно люди записывают свои мысли? Пишут тексты, при необходимости добавляя таблицы, графики, диаграммы и т.п. И даже если они разработали собственную систему сокращения слов, выделения главных мыслей, содержание от этого принципиально не меняется — линейная запись остается линейной.
Другое дело, интеллект-карты. В майндмэппинге, напротив, используются такие инструменты, которые позволяют максимально разнообразить запись и тем самым активировать восприятие. Разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, образы и символы, значимые лично для вас — все это создает яркий визуальный продукт, который не оставит равнодушным
В чем тут секрет? В отличие от линейной формы выражения мыслей, которая производится только одним, левым полушарием мозга, в майндмэппинге задействованы сразу оба, и правое, и левое. Благодаря этому техника интеллект-карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.
Благодаря очевидным преимуществам интеллект-карты приобретают все большую популярность в сфере образования. Вот лишь некоторые из возможностей применения интеллект-карт в работе педагога:
• Обучение
• Запоминании
• Презентация
• Планирование
• Мозговой штурм
• Принятие решения
Непосредственно на уроке учитель может использовать интеллект-карты:
• при изложении нового материала
• для осмысления и закрепления изучаемого материала
• при обобщении и систематизации изученного материала
• на этапе контроля знаний, умений и навыков учащихся.
С помощью интеллект-карт решаются многие задачи:
• развитие логического мышления
• развитие творческого потенциала
• формирование критического мышления
• рост уровня обученности
• повышение мотивации
Практическое применение интеллектуальных-карт проявляется в запоминании и хранении изучаемого материала в процессе создания карты, и самое главное то, что приобретенные знания легко восстанавливаются через неопределенный промежуток времен
Используя поисковую систему Интернет, можно составить интеллект-карты по всем разделам изучаемых предметов.
Программы для создания интеллект-карты Интернет-сервисы:
• bubbl.us
– бесплатно только 3 карты
– англоязычный интерфейс
– сохранение карты как изображения
– можно поделиться картой, отправить по почте
– возможно без авторизации создать карту без онлайн-сохранения.
• cacoo.com
– бесплатный сервис
– русскоязычный интерфейс реализован частично (после авторизации можно установить русский язык, но не все элементы будут на русском)
– сохранение карты как изображения
– можно поделиться картой, отправить по почте, встроить карту в свой интернет-ресурс
– возможна совместная работа с картой нескольких человек.
• mindmeister.com
– бесплатно только 3 карты
– русскоязычный интерфейс
– расширенные по сравнению с bubbl.us возможности редактирования
– сохранение карты как изображения
– можно поделиться картой, отправить по почте, встроить карту в свой интернет-ресурс
– возможно без авторизации создать карту без онлайн-сохранения [3].
Бесплатные программы для установки на персональном компьютере:
• Freemind — одна из самых распространенных бесплатных программ по построению ментальных карт
– интуитивно понятное управление
– наличие основных функциональных возможностей для построения Mind maps
– возможность сохранять карту в различных форматах (jpeg, pdf, html и др.)
– необходимо перед инсталляцией программы установить Java
– невозможно прикреплять документы и файлы к веткам
– графические элементы достаточно низкого качества, однако можно прикреплять собственные.
• XMind — бесплатная программа по созданию ментальных карт, для регистрации достаточно заполнить небольшую форму на сайте
<– после регистрации на сайте можно выкладывать свои карты на одноименном интернет-ресурсе
– за небольшую плату можно получить дополнительные возможности: аудиозаметки, совместное использование карты, информацию о задачах, фильтрацию, режим презентации
– в б
Эффективность данного метода заключается в том, что он:
• отвечает реальным запросам учащихся и соответствует возрастному уровню их развития
• приобретённые знания учащихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше
• практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект-карт и как справочный, демонстрационный или раздаточный материал, для создания презентации, организации индивидуальной и групповой работы
• электронный вариант интеллект-карт позволяет учителю использовать их как мультимедийное приложение и тиражировать материалы
Правила построения интеллект-карты
Существуют правила для создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map

• Используйте печатные буквы.
Для создания карт используются цветные карандаши, маркеры, краски…
Основная идея, образ, проблема располагается в центре, потому что таким образом мысль сможет развиваться во всех направлению без ограничений.
• От центра образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова ассоциирующиеся с ключевым понятиями, раскрывающими центральную идею
Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
• От веток первого уровня, при необходимости, отходят ветви 2-го уровня, разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
• По возможности используем максимальное количество цветов для рисования карты
• Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
• При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, добавляем рисун
• Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы
• Учащиеся могут, как сами составлять интеллект-карту, так и с помощью учителя. Получаются красочные карты, и вы с легкостью можете их сохранить для уроков или вставить в презентацию по новой теме.
Интеллект-карта в работе учителя
Интеллект-карта на уроке
Примеры готовых интеллект-карт
Интеллект-карты на уроке труда

IV. Практическая часть
Создание интеллект-карты.
Заключение
Результаты диагностики показывают, что изучение предмета с помощью интеллектуальной карты дает более высокие результаты, чем традиционный способ.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении учащихся может дать огромные положительные результаты,
• Способность быстро схватывать суть сказанного, прочитанного, увиденного.
• Более четкое планирование — не от логики, а от важности.
• Выигрыш во времени.
• Лучшую фокусировку на изучаемом материале.
Интеллект-карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание учащихся, а также сделать процессы обучения для любого предмета интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Будущее не импровизируется, его можно построить лишь из материалов унаследованных нами из прошлого. Наши самые плодотворные инновации состоят чаще всего в том, что мы отливаем новые идеи в старых формах, которые достаточно частично изменить, чтобы привести их в гармонию с новым содержанием.
Эмиль Дюркге



 

 
Клубная Сеть Детских Коллективов © Москва 2009